Сб, 17 Апр 2021г
/ T:  °С

Погодные датчики


Включите cookie!

    _
     °С
    _
     %
    _
     mmHg
    _
     мин. назад
    <
    Скачать_Виджет
 

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Добро пожаловать на форум города Красноармейск!

Расскажите нам, и нашим пользователям, кто вы, что вам нравится, и почему вы стали членом этого сайта.
Мы приветствуем всех новых участников и надеемся видеть Вас много!

ТЕМА: Как дела в школе?

Re: Как дела в школе? 03/09/2018 12:02 #151

  • Фёдор
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Постов: 4366
  • Репутация: 193
F151DYKVYV4_2018-09-03.jpg
За пост поблагодарили: viv39

Re: Как дела в школе? 05/09/2018 16:46 #152

  • военлёт
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Постов: 2370
  • Репутация: 85
За пост поблагодарили: viv39

Re: Как дела в школе? 14/10/2018 20:17 #153

Директор школы в Ленинградской области устроила своего мужа на шесть должностей

Директор Ушикинской школы № 2 в Ленингрдской области назначил своего мужа сразу на шесть должностей. Он числился в учебном заведении дворником, сторожем, учителем физики, лаборантом компьютерного класса, руководителем кружка роботехники и кружка видеомонтажа.

Как сообщили в прокуратуре, в табели учета рабочего времени и расчета оплаты труда за август, сентябрь, октябрь, декабрь 2017 года директор внесла недостоверные сведения.

Материалы проверки прокурора направлены в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье о служебном подлоге.
mel.fm/novosti/7631049-direktor-shkoly?u...%2F%2Fzen.yandex.com

Re: Как дела в школе? 04/12/2018 14:01 #154

Невесомый килограмм
Человечество прощается с осязаемыми эталонами мер и весов. С подробностями — Кирилл Журенков
Журнал "Огонёк" №46 от 03.12.2018, стр. 4
Научная сенсация: килограмм больше не привязан к рукотворному объекту! Во французском Версале представители 60 стран проголосовали за новые определения килограмма, ампера, кельвина и моля. Чем это обернется для человечества, выяснял «Огонек»

В прессе произошедшее уже окрестили «весомыми переменами»: на 26-й Генеральной конференции по мерам и весам утвердили самую масштабную реформу Международной системы единиц (SI) за последние десятилетия. Судите сами: были даны новые определения амперу, кельвину и молю. Но, пожалуй, наиболее обсуждаемый объект реформы — это килограмм. Он оставался единственной единицей, зависящей от рукотворного объекта,— цилиндра, хранящегося в Международном бюро мер и весов (МБМВ) в Севре (Франция). И вот — настоящая революция. Теперь килограмм будут определять через постоянную Планка, одну из фундаментальных физических констант. Зачем это было нужно?

Сначала немного истории: за единицу массы еще в далеком 1875 году была принята масса Международного прототипа килограмма, то есть того самого севрского цилиндра, выполненного из сплава платины и иридия. Еще несколько лет спустя, в 1889 году, мастера британской фирмы Johnson, Matthey & Co изготовили 42 копии килограмма: все копии были из одной плавки, а их максимальная «подгонка» относительно друг друга стала возможной благодаря особому методу шлифовки. В результате 40 копий распределили между странами, подписавшими так называемую Метрическую конвенцию: Россия, к примеру, получила копии № 12 и № 26, они пережили и революции, и Гражданскую, и мировые войны и хранятся сейчас в лаборатории массы и силы Всероссийского научно-исследовательского института метрологии им. Менделеева (ВНИИМ). Хранение этих копий, считающихся государственным достоянием,— отдельный и увлекательный сюжет: для этого требуется изолированный фундамент массой 750 тонн и так называемая термостабилизация окружающего воздуха от 18 до 22 градусов Цельсия. Более того, рядом с институтом (он в Санкт-Петербурге) проходит метро, так что все метрологические сличения производятся исключительно в ночное время… Не менее строги меры безопасности и за рубежом. Допустим, Международный прототип килограмма (Le Grand K) хранится в сейфе, открыть который могут только три хранителя с тремя отдельными ключами — за 139 лет это происходило считанное число раз. Но даже эта отлаженная система неидеальна: несмотря на многочисленные предосторожности, копии Le Grand K все равно… свою массу меняют!

Во ВНИИМ «Огоньку» пояснили: систематическое изменение массы национальных копий килограмма по отношению к международному прототипу составило от 20 до 50 микрограммов (мкг).
Например, российская копия (наш государственный эталон килограмма) «тяжелее» прототипа на 30 мкг. Но самое интригующее: ученые не могут сказать, как изменился сам прототип, ведь его не с чем сравнить! Как не могут определенно установить и причину этих изменений массы: в «подозреваемых» — оседание мельчайших частиц пыли, испарения и даже механическое снятие покрытия во время сличений, когда его берут в руки… Подумаешь: микрограммы! Но ученые предупреждают: проблема серьезна.

— Подобные накапливающиеся изменения массы как самого прототипа килограмма, так и его национальных копий, которые являются эталонами, могут привести к техническому системному кризису, поскольку на килограмм завязаны многие базовые физические величины, например электрические,— говорят во ВНИИМ.

Впрочем, есть еще одна причина тревоги: рукотворный прототип слишком уязвим. А вдруг с ним что-то случится? Вот почему еще в 1970-х научное сообщество решило не рисковать и перешло к экспериментам по определению массы через… атомные или фундаментальные физические константы. Им-то уж точно не мог угрожать никакой пожар! А в 1999-м было окончательно решено: килограмм нужно переопределить через так называемую постоянную Планка (связывает величину энергии кванта электромагнитного излучения с его частотой). Что, впрочем, оказалось непростой задачей: сложность в измерении постоянной Планка именно в ее точности (это 10 в минус 34-й степени Джоуля), а также в том, что для измерения необходимы особые устройства — киббл-весы (они позволяют сравнивать вес объекта с электромагнитными силами и выражать массу через электрические единицы, измеренные на основе макроскопических квантовых эффектов).

Вообще ревизия системы единиц оказалась примером едва ли не крупнейшего международного сотрудничества в области науки в истории, над ней работала целая коллаборация ученых из самых разных стран. Без россиян тоже не обошлось: ну, например, в рамках одного из проектов наша страна предоставила для экспериментов большие количества сверхчистого кремния, содержащего только один изотоп с атомным весом 28. Из этого кремния изготавливались особые сферы — ключевой элемент проекта.

Килограмм, ранее привязанный к рукотворному цилиндру, теперь решено связать с постоянной Планка. А ее, в свою очередь, измеряют с помощью сложнейшего устройства — киббл-весов.
Одним словом, ученые дружно навалились на непростую задачу, и вот — успешное завершение многолетних усилий на конференции в Версале. Голосование, состоявшееся там, было чистой формальностью: все уже понимали — реформа состоится!

— Это нечто грандиозное для эпохи, когда кажется, что люди мало о чем могут договориться,— заявил в интервью The Washington Post Йон Пратт, глава отдела квантовых измерений Лаборатории физических измерений Национального института стандартов и технологий, NIST (США).

Вообще для самих ученых нынешние нововведения — своего рода торжество научной демократии, ведь теперь для точности измерений больше не требуется сличения с артефактом, запертым в сейфе во Франции. Стефан Шламмингер, коллега Пратта по институту, даже вытатуировал на руке слоган: «Для всех людей, на все времена». Точнее про случившееся не скажешь.

Чем важна эта реформа для обывателей? Ответ есть: речь, по сути, о «невидимой инфраструктуре», пронизывающей весь современный мир. Как объясняют специалисты, чем сложнее становится цивилизация, тем точнее измерения требуются: например, точность и надежность данных, полученных от приборов на космических аппаратах, связана с возможностью их калибровки на борту. А Тим Прайор из Национальной физической лаборатории в Теддингтоне (Великобритания) напоминает о фармацевтике, где различные лекарственные ингредиенты скоро понадобится измерять в микрограммах или даже в нанограммах.

Эксперты приводят в пример и переопределение секунды, случившееся в 1967 году,— оно заложило основу для современных коммуникаций, от GPS до интернета. Но самое интересное, что и это еще не все: говорят, через четыре года, на 27-й Генеральной конференции, определение секунды вновь могут изменить. Время пошло.

Кирилл Журенков
www.kommersant.ru/doc/3798345

Re: Как дела в школе? 28/01/2019 12:57 #155

Изменения в порядке аттестации школьников
17 декабря вышел приказ Министерства просвещения, в котором прописаны новые правила заполнения школьных аттестатов. В документе всего два пункта. Первый пункт касается нюансов заполнения документов, и для простых выпускников или их родителей не особо актуален. Зато второй пункт очень важно знать, поскольку в нём прописаны новые правила выставления оценок в школьные аттестаты.

Что изменилось для выпускников 9 классов?
1. Аттестат теперь не выдадут тем, кто не набрал минимальное количество первичных баллов по сдаваемым учебным предметам в формате ОГЭ или ГВЭ. Минимальные баллы ОГЭ пока неизвестны, их опубликуют в конце учебного года.

Не прошедшие аттестацию выпускники 9 классов либо остаются на второй год (по заявлению родителей), либо получают справку установленного образца.

2. Аттестат с отличием смогут получить лишь те выпускники 9 классов, которые получили "пятёрки" по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне основного общего образования, а также прошедшие минимальный порог баллов ОГЭ по сдаваемым предметам.

Что изменилось для выпускников 11 классов?
1. Аттестат получат только те, кто был аттестован по всем предметам, а также преодолел минимальный порог баллов ЕГЭ (по базовой математике - получил не меньше оценки "3").

Переписать обязательные экзамены можно в резервные дни. Если выпускник набирает баллы после пересдачи в сентябре, он всё равно получает аттестат.

2. Аттестат с отличием получат те, кто будет не только аттестован по всем предметам на "отлично", но и сдаст обязательные ЕГЭ (русский язык и математику) не менее чем на 70 баллов (если сдавали базовую математику, то должно быть 5 баллов).
www.facebook.com/groups/pedclub/
Текст приказа: www.garant.ru/hotlaw/federal/1238410/?_u...4uMGxAVbc1uaDptdOpaQ

Re: Как дела в школе? 13/02/2019 20:41 #156

В Барнауле на завуча завели дело после травли подростка
: Наталья Граф (Барнаул)
1
Заведующая учебной частью образцового лицея № 101 города Барнаула стала главной фигуранткой уголовного дела о травле 14-летнего школьника.
Возбуждено уголовное дело по статье УК РФ "Халатность". Завуч лицея № 101 уже допрошена в качестве подозреваемой, - сообщила "РГ" представитель СУ СКР по Алтайскому краю Людмила Рязанцева.
- Директор образовательной организации привлечен к дисциплинарной ответственности, - сообщает Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. - Комитету по образованию города Барнаула рекомендовано принять административные и дисциплинарные меры в отношении сотрудников МБОУ "Лицей № 101", оказать психолого-педагогическую помощь всем участникам конфликта, повысить компетентность сотрудников лицея по предупреждению кризисных ситуаций.
Напомним, о конфликте в барнаульском лицее стало известно только после того, как мама пострадавшего подростка Ульяна Меньшикова рассказала о произошедшем в социальных сетях. Данные факты подтвердили следователи. По версии СК, на протяжении нескольких месяцев группа подростков, обучающихся в лицее, систематически применяла к 14-летнему подростку психологическое и физическое насилие.
- Данные обстоятельства были достоверно известны должностным лицам и педагогическому составу учебного заведения, однако каких-либо мер по урегулированию ситуации с их стороны предпринято не было, - сообщают следователи.
Администрация лицея утверждала, что о травле школьника не может идти и речи - это всего лишь безобидные детские игры. Педагоги обвинили маму пострадавшего ребенка в том, что таким способом она просто решила "собрать лайки" в социальных сетях.
Между тем следствием также установлены и другие факты противоправных действий, которые совершались на территории лицея №101 в отношении иных учащихся. Проверка деятельности данного учебного заведения будет продолжена.
rg.ru/2019/01/10/reg-sibfo/v-barnaule-na...ravli-podrostka.html
За пост поблагодарили: Фёдор

Re: Как дела в школе? 04/03/2019 23:14 #157

Министр культуры РФ предложил включить культурные нормативы для школьников в учебную программу
95 Четверг, 14 февраля 2019
Минкультуры и Минпросвещения Российской Федерации планируют включить культурные нормативы для школьников в учебную программу. Об этом в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи сообщил Министр культуры РФ Владимир Мединский.

Речь идет о записи учащимися своих впечатлений после посещения выставок, музеев, спектаклей и киносеансов.

«Мы сейчас работаем над созданием одного межведомственного проекта совместно с Министерством просвещения. Он будет называться «Культурные нормативы для школьника». Идея заключается в том, чтобы интегрировать в учебную программу культурные компоненты», — сказал в ходе сессии по культуре «Сохранить и приумножить: реализация национального проекта по культуре» Владимир Мединский.

Это означает, что школьники должны будут посетить определенное количество выставок, музеев, спектаклей и посмотреть несколько хороших фильмов в год, «желательно отечественных». Затем они должны будут поделиться своими впечатлениями «в специально созданном бумажном или электронном дневнике», — предложил Владимир Мединский.

«За страшным словом «нормативы» скрывается хорошее, доброе, полезное и очень перспективное дело, - подчеркнул глава федерального ведомства. - Есть спортивные нормативы - ГТО, к которым все привыкли. Много десятилетий эта система физкультурно-спортивного воспитания работала, сейчас она возрождается. И я по примеру своих детей-школьников знаю, как стремятся соответствовать. Теперь - дело за культурными нормативами».

В рамках сессии по культуре обсуждаются вопросы поддержки развития культуры в регионах, перспективы сотрудничества культурных институтов с бизнес-сообществом и роль в реализации нацпроекта благотворительного сектора и меценатства. Модератором сессии выступает журналист Леонид Парфенов.

Источник: mkrf.ru
Интересная инициатива, особенно она понравится сельским школьникам, ведь им придётся ходить на каждое представление столичных театров, которые так часто приезжают в наши деревни. А уж про бесконечные художественные выставки в наших сельских клубах я молчу...

Re: Как дела в школе? 06/03/2019 15:28 #158

В Москве предлагают реформировать преподавание ОБЖ

Отдельный предмет может перестать существовать, его интегрируют в биологию, химию и физкультуру.

Московское школьное образование с каждым годом всё более выпукло демонстрирует свою автономность. За последнее время мы слышали много новых инициатив от мэра Сергея Семёновича Собянина и Мосгордумы, касающихся реформ столичного образования. Мы уже писали о московской альтернативе ЕГЭ и о дискуссии вокруг целесообразности домашних заданий. Теперь очередь дошла и до отдельных школьных предметов.

В конце февраля зампред комиссии Мосгордумы по образованию, директор столичного Центра патриотического воспитания и школьного спорта Ольга Ярославская выступила с инициативой отказаться от традиционной формы преподавания ОБЖ как отдельного предмета, интегрировав уроки по оказанию первой медицинской помощи и основам военной службы в другие предметы:

"На мой взгляд, этот предмет не является базовым и должен собираться как конструктор. Если мы говорим о химзащите, то это относится к уроку химии, если о первой медицинской помощи – к биологии, если о начальной военной подготовке – к физкультуре. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» должен быть предметом, который растворен во всех других, он должен быть подсвечен и акцентирован именно как ОБЖ, и тогда не надо будет делать отдельный предмет".

Ольга Ямпольская убеждена, что все темы по ОБЖ можно раскидать по другим дисциплинам. а то, что не получится интегрировать в школьные предметы, можно преподавать в рамках допобразования. Что делать с оставшимися без работы преподавателями, она не уточнила.

Если материал показался интересным – ставь лайк и подписывайся на обновления нашего Канала на Яндекс. Дзене. Мы пишем про ОГЭ и образование много (а главное, интересно).
zen.yandex.ru/media/lancmanoge/v-moskve-...1d01fa818600ae3869f0

Re: Как дела в школе? 06/03/2020 11:40 #159

Почему в Израиле учатся по старым советским учебникам?
Источник: portal-slovo.ru
В начале 30-х годов прошлого века лучшие в мире учебники по Математике "устаревшего" "дореволюционного" Киселёва, возвращенные социалистическим детям, мгновенно подняли качество знаний и оздоровили их психику. И только в 70-х годах иудеям удалось поменять "отличное" на "плохо

Справка:

Принято считать, что известную реформу математики 1970-1978 гг. («реформа-70») придумал и осуществил академик А.Н. Колмогоров. Это заблуждение. А.Н. Колмогоров был поставлен во главе реформы-70 уже на последнем этапе ее подготовки в 1967 г., за три года до ее начала. Его вклад сильно преувеличен, — он лишь конкретизировал известные реформаторские установки (теоретико-множественное наполнение, аксиоматика, обобщающие понятия, строгость и др.) тех лет. Ему предназначалась роль стать «крайним».

Забыто, что всю подготовительную к реформе работу вел в течение более 20 лет неформальный коллектив единомышленников, образовавшийся еще в 1930-х гг., в 1950—1960-х гг. окрепший и расширившийся. Во главе коллектива в 1950-х гг. был поставлен академик А.И. Маркушевич, добросовестно, настойчиво и эффективно выполнявший программу, намеченную в 1930-х гг. математиками: Л.Г. Шнирельманом, Л.А. Люстерником, Г М. Фихтенгольцем, П.С. Александровым, Н.Ф. Четверухиным, С. Л. Соболевым, А.Я. Хинчиным и др. [2. С. 55—84]. Как математики очень способные, они совершенно не знали школы, не имели опыта обучения детей, не знали детской психологии, и поэтому проблема повышения «уровня» математического образования казалась им простой, а методы преподавания, которые они предлагали, не вызывали сомнений. К тому же они были самоуверенны и пренебрежительно относились к предостережениям опытных педагогов.

"Я бы вернулся к Киселеву". Академик В. И. Арнольд

Почему надо вернуться к Киселеву?
Призыв "вернуться к Киселеву" раздается вот уже 30 лет. Возник он сразу после реформы-70, изгнавшей из школы прекрасные учебники и запустившей процесс прогрессивной деградации образования. Почему не утихает этот призыв?

Кое-кто объясняет это "ностальгией" [1, с. 5]. Неуместность такого объяснения очевидна, если вспомнить, что первый, кто еще в 1980 г., по свежим следам реформы, призвал вернуться к опыту и учебникам русской школы, был академик Л. С. Понтрягин. Профессионально проанализировав новые учебники, он убедительно, на примерах объяснил, — почему это надо сделать [2, с. 99-112].

Потому что все новые учебники ориентированы на Науку, а точнее, на наукообразие и полностью игнорируют Ученика, психологию его восприятия, которую умели учитывать старые учебники. Именно "высокий теоретический уровень" современных учебников — коренная причина катастрофического падения качества обучения и знаний. Причина эта действует более тридцати лет, не позволяя хоть как-то исправить ситуацию.

Сегодня усваивают математику около 20% учащихся (геометрию — 1%) [3, с. 14], [4, с. 63]. В 40-х годах (сразу после войны!) полноценно усваивали все разделы математики 80% школьников, учившихся "по Киселеву" [3, с. 14]. Это ли не аргумент за его возвращение детям?

В 80-х годах призыв этот был проигнорирован министерством (М. А. Прокофьев) под предлогом, что "надо совершенствовать новые учебники". Сегодня мы видим, что 40 лет "совершенствования" плохих учебников так и не породили хорошего. И не могли породить.

Хороший учебник не "пишется" в один-два года по заказу министерства или для конкурса. Он не будет "написан" даже в десять лет. Он вырабатывается талантливым педагогом-практиком вместе с учащимися в течение всей педагогической жизни (а не профессором математики или академиком за письменным столом).

Педагогический талант редок, — гораздо реже собственно математического (хороших математиков тьма, авторов хороших учебников — единицы). Главное свойство педагогического таланта — способность сочувствия с учеником, которая позволяет правильно понять ход его мысли и причины затруднений. Только при этом субъективном условии могут быть найдены верные методические решения. И они должны быть еще проверены, скорректированы и доведены до результата долгим практическим опытом, — внимательными, педантичными наблюдениями за многочисленными ошибками учащихся, вдумчивым их анализом.

Именно так в течение более сорока лет (первое издание в 1884 г.) создавал свои замечательные, уникальные учебники учитель Воронежского реального училища А. П. Киселев. Его высшей целью было понимание предмета учащимися. И он знал, как эта цель достигается. Поэтому так легко было учиться по его книгам.

Свои педагогические принципы А. П. Киселев выразил очень кратко: "Автор... прежде всего ставил себе целью достигнуть трех качеств хорошего учебника:

точности (!) в формулировке и установлении понятий,
простоты (!) в рассуждениях и
сжатости (!) в изложении" [5, с. 3].
Глубокая педагогическая значительность этих слов как-то теряется за их простотой. Но эти простые слова стоят тысяч современных диссертаций. Давайте вдумаемся.

Современные авторы, следуя наказу А. Н. Колмогорова, стремятся "к более строгому (зачем? — И.К.) с логической стороны построению школьного курса математики" [6, с. 98]. Киселев заботился не о "строгости", а о точности (!) формулировок, которая обеспечивает их правильное понимание, адекватное науке. Точность — это соответствие смыслу. Пресловутая формальная "строгость" ведет к отдалению от смысла и, в конце концов, полностью уничтожает его.

Киселев даже не употребляет слова "логика" и говорит не о "логичных доказательствах", вроде бы неотъемлемо свойственных математике, а о "простых рассуждениях". В них, в этих "рассуждениях", разумеется, присутствует логика, но она занимает подчиненное положение и служит педагогической цели — понятности и убедительности (!) рассуждений для учащегося (а не для академика).

Наконец, сжатость. Обратите внимание, — не краткость, а сжатость! Как тонко чувствовал Андрей Петрович тайный смысл слов! Краткость предполагает сокращение, выбрасывание чего-то, может быть, и существенного. Сжатость — сжимание без потерь. Отсекается только лишнее, — отвлекающее, засоряющее, мешающее сосредоточению на смыслах. Цель краткости — уменьшение объема. Цель сжатости — чистота сути! Этот комплимент в адрес Киселева прозвучал на конференции "Математика и общество" (Дубна) в 2000 г.: "Какая чистота!"

Замечательный Воронежский математик Ю. В. Покорный, "болеющий школой", установил, что методическая архитектура учебников Киселева наиболее согласована с психолого-генетическими законами и формами развития юного интеллекта (Пиаже-Выготский), восходящими к Аристотелевой "лестнице форм души". "Там (в учебнике геометрии Киселева — И.К.), если кто помнит, изначально изложение нацелено на сенсо-моторное мышление (наложим, т.к. отрезки или углы равны, другой конец или другая сторона совпадают и т.д.).

Затем отработанные схемы действий, обеспечивающие начальную (по Выготскому и Пиаже) геометрическую интуицию, комбинациями приводят к возможности догадок (инсайту, ага-переживанию). При этом наращивается аргументация в форме силлогизмов. Аксиомы появляются лишь в конце планиметрии, после чего возможны более строгие дедуктивные рассуждения. Не зря в когдатошние времена именно геометрия по Киселеву прививала школьникам навыки формально-логических рассуждений. И делала это достаточно успешно" [7, с. 81-82].

Вот где еще одна тайна чудесной педагогический силы Киселева! Он не только психологически правильно подает каждую тему, но строит свои учебники (от младших классов к старшим) и выбирает методы соответственно возрастным формам мышления и возможностям понимания детей, неторопливо и основательно развивая их. Высший уровень педагогического мышления, недоступный современным дипломированным методистам и преуспевающим авторам учебников.

А теперь хочу поделиться одним личным впечатлением. Преподавая во втузе теорию вероятностей, я всегда испытывал дискомфорт при разъяснении студентам понятий и формул комбинаторики. Студенты не понимали выводов, путались в выборе формул сочетаний, размещений, перестановок. Долго не удавалось внести ясность, пока не осенила мысль обратиться за помощью к Киселеву, — я помнил, что в школе эти вопросы не вызывали никаких затруднений и даже были интересны. Сейчас этот раздел выброшен из программы средней школы, — таким путем Минпрос пытался решить созданную им самим проблему перегрузки.

Так вот, прочитав изложение Киселева, я был изумлен, когда нашел у него решение конкретной методической проблемы, которая долго не удавалась мне. Возникла волнующая связь времен и душ, — оказалось, что А. П. Киселев знал о моей проблеме, думал над ней и решил ее давным-давно! Решение состояло в умеренной конкретизации и психологически правильном построении фраз, когда они не только верно отражают суть, а учитывают ход мысли ученика и направляют ее. И надо было изрядно помучиться в многолетнем решении методической задачи, чтобы оценить искусство А. П. Киселева. Очень незаметное, очень тонкое и редкостное педагогическое искусство. Редкостное! Современным ученым педагогам и авторам коммерческих учебников следовало бы заняться исследованиями учебников учителя гимназии А. П. Киселева.

А. М. Абрамов (один из реформаторов-70, — он, по его признанию [8, с. 13], участвовал в написании "Геометрии" Колмогорова) честно признает, что только после многолетнего изучения и анализа учебников Киселева стал немного понимать скрытые педагогические "тайны" этих книг и "глубочайшую педагогическую культуру" их автора, учебники которого — "национальное достояние" (!) России [8, с. 12-13].

И не только России, — в школах Израиля все это время без комплексов пользуются учебниками Киселева. Этот факт подтверждает директор Пушкинского Дома академик Н. Скатов: "Сейчас все чаще специалисты утверждают, что, оказывается, учебник Щербы по русскому языку все-таки перекрывает все новейшие учебники, и, кажется, пока мы (?) бесшабашно (?) предавались математическим экспериментам, умные израильтяне обучали алгебре по нашему хрестоматийному Киселеву." [9, с. 75].

У нас же все время придумываются препятствия. Главный аргумент:"Киселев устарел". Но что это значит?

В науке термин "устарел" применяется к теориям, ошибочность или неполнота которых установлена их дальнейшим развитием. Что же "устарело" у Киселева? Теорема Пифагора или что-то еще из содержания его учебников? Может быть, в эпоху быстродействующих калькуляторов устарели правила действий с числами, которых не знают многие современные выпускники школ (не умеют складывать дроби)?

Наш лучший современный математик, академик В. И. Арнольд почему-то не считает Киселева "устаревшим". Очевидно, в его учебниках нет ничего не верного, не научного в современном смысле. Но есть та высочайшая педагогическая и методическая культура и добросовестность, которые утрачены нашей педагогикой и до которой нам никогда больше не дотянуться. Никогда!

Термин "устарел" — всего лишь лукавый прием, характерный для модернизаторов всех времен. Прием, воздействующий на подсознание. Ничто подлинно ценное не устаревает, — оно вечно. И его не удастся "сбросить с парохода современности", как не удалось сбросить "устаревшего" Пушкина РАППовским модернизаторам русской культуры в 20-х годах. Никогда не устареет, не будет забыт и Киселев.

Другой аргумент: возвращение невозможно из-за изменения программы и слияния тригонометрии с геометрией [10, с. 5]. Довод не убедительный — программу можно еще раз изменить, а тригонометрию разъединить с геометрией и, главное, с алгеброй. Более того, указанное "соединение" (как и соединение алгебры с анализом) является еще одной грубой ошибкой реформаторов-70, оно нарушает фундаментальное методическое правило — трудности разъединять, а не соединять.

Классическое обучение "по Киселеву" предполагало изучение тригонометрических функций и аппарата их преобразований в виде отдельной дисциплины в X классе, а в конце — приложение усвоенного к решению треугольников и к решению стереометрических задач. Последние темы были замечательно методически проработаны с помощью последовательности типовых задач. Стереометрическая задача "по геометрии с применением тригонометрии" была обязательным элементом выпускных экзаменов на аттестат зрелости. Учащиеся хорошо справлялись с этими задачами. А сегодня? Абитуриенты МГУ не могут решить простую планиметрическую задачу!

Наконец, еще один убийственный аргумент, — "у Киселева есть ошибки" (проф. Н. X. Розов). Интересно, какие же? Оказывается, — пропуски логических шагов в доказательствах.

Но это же не ошибки, это сознательные, педагогически оправданные пропуски, облегчающие понимание. Это — классический методический принцип русской педагогики: "не следует стремиться сразу к строго логическому обоснованию того или иного математического факта. Для школы вполне приемлемы "логические скачки через интуицию", обеспечивающие необходимую доступность учебного материала" (из выступления видного методиста Д. Мордухай-Болтовского на Втором Всероссийском съезде преподавателей математики в 1913 г).

Модернизаторы-70 заменили этот принцип антипедагогическим псевдонаучным принципом "строгого" изложения. Именно он уничтожил методику, породил непонимание и отвращение учащихся к математике. Приведу пример педагогических уродств, к которым ведет этот принцип.

Вспоминает старый новочеркасский учитель В. К. Совайленко. "25 августа 1977 г. проходило заседание УМСа МП СССР, на котором академик А. Н. Колмогоров анализировал учебники математики с 4-го по 10-й классы и рассмотрение каждого учебника заканчивал фразой: "После некоторой корректировки это будет прекрасный учебник, и если вы правильно понимаете этот вопрос, то вы одобрите этот учебник". Присутствовавший на заседании учитель из Казани с сожалением сказал рядом сидящим: "Это же надо, гений в математике — профан в педагогике. Он не понимает, что это не учебники, а уроды, и он их хвалит".

В прениях выступил московский учитель Вайцман: "я прочитаю из действующего учебника геометрии определение многогранника". Колмогоров, выслушав определение, сказал: "Верно, все верно!". Учитель ему ответил: "В научном отношении все верно, а в педагогическом — вопиющая безграмотность. Это определение напечатано жирным шрифтом, значит, для обязательного заучивания, и занимает полстраницы. Так разве суть школьной математики в том, чтобы миллионы школьников зубрили определения в полстраницы учебника? В то время, как у Киселева это определение дано для выпуклого многогранника и занимает менее двух строк. Это и научно, и педагогически грамотно."

О том же говорили в своих выступлениях и другие учителя. Подводя итоги, A. Н. Колмогоров сказал: "К сожалению, как и прежде, продолжалось ненужное критиканство вместо делового разговора. Вы меня не поддержали. Но это не имеет значения, т. к. я договорился с министром Прокофьевым и он меня полностью поддерживает."Данный факт изложен B. К. Совайленко в официальном письме в адрес ФЭС от 25.09.1994 г.

Еще один интересный пример профанации педагогики специалистами-математиками. Пример, неожиданно приоткрывший одну поистине "тайну" Киселевских книг. Лет десять назад присутствовал я на лекции крупного нашего математика. Лекция посвящалась школьной математике. В конце задал лектору вопрос, — как он относится к учебникам Киселева? Ответ: "Учебники хорошие, но они устарели". Ответ банален, но интересно было продолжение, — в качестве примера лектор нарисовал Киселевский чертеж к признаку параллельности двух плоскостей. На этом чертеже плоскости резко изгибались для того, чтобы пересечься. И я подумал: "Действительно, какой нелепый чертеж! Нарисовано то, чего быть не может!" И вдруг отчетливо вспомнил подлинный чертеж и даже его положение на странице (внизу-слева) в учебнике, по которому учился почти сорок лет назад. И почувствовал связанное с чертежем ощущение мускульного напряжения, — будто пытаюсь насильственно соединить две непересекающиеся плоскости. Сама-собой возникла из памяти четкая формулировка: "Если две пересекающиеся прямые "одной плоскости параллельны -..", а вслед за ней и все короткое доказательство "от противного".

Я был потрясен. Оказывается, Киселев запечатлел в моем сознании этот осмысленный математический факт навечно (!).

Наконец, пример непревзойденного искусства Киселева сравнительно с современными авторами. Держу в руках учебник для 9-го класса "Алгебра-9", изданный в 1990 году. Автор — Ю. Н. Макарычев и К0, и между прочим, именно учебники Макарычева, а также Виленкина, приводил в качестве примера "недоброкачественных, ... безграмотно выполненных" Л. С. Понтрягин [2, с. 106]. Первые страницы: §1. "Функция. Область определения и область значений функции".

В заголовке указана цель — разъяснить ученику три взаимосвязанных математических понятия. Как же решается эта педагогическая задача? Вначале даются формальные определения, потом множество разношерстных абстрактных примеров, затем множество хаотичных упражнений, не имеющих рациональной педагогической цели. Налицо перегрузка и абстрактность. Изложение занимает семь страниц. Форма изложения, когда начинают с невесть откуда взявшихся "строгих" определений и затем "иллюстрируют" их примерами, трафаретна для современных научных монографий и статей.

Сравним изложение той же темы А. П. Киселевым (Алгебра, ч. 2. М.: Учпедгиз. 1957). Методика обратная. Начинается тема с двух примеров — бытового и геометрического, эти примеры хорошо знакомы ученику. Примеры подаются так, что естественно приводят к понятиям переменной величины, аргумента и функции. После этого даются определения и еще 4 примера с очень краткими пояснениями, их цель — проверить понимание ученика, придать ему уверенности. Последние примеры тоже близки ученику, они взяты из геометрии и школьной физики. Изложение занимает две (!) страницы. Ни перегрузки, ни абстрактности! Пример "психологического изложения", по выражению Ф. Клейна.

Показательно сравнение объемов книг. Учебник Макарычева для 9 класса содержит 223 страницы (без учета исторических сведений и ответов). Учебник Киселева содержит 224 страницы, но рассчитан на три года обучения — для 8-10 классов. Объем увеличился в три раза!

Сегодня очередные реформаторы стремятся уменьшить перегрузку и "гуманизировать" обучение, якобы заботясь о здоровье школьников. Слова, слова... На самом же деле, вместо того, чтобы сделать математику понятной, они уничтожают ее основное содержание. Сначала, в 70-х гг. "подняли теоретический уровень", подорвав психику детей, а теперь "опускают" этот уровень примитивным методом выбрасывания "ненужных" разделов (логарифмы, геометрия и др.) и сокращением учебных часов [11, с. 39-44].

Подлинной гуманизацией было бы именно возвращение к Киселеву. Он сделал бы математику вновь понятной детям и любимой. И этому есть прецедент в нашей истории: в начале 30-х годов прошлого века "устаревший" "дореволюционный" Киселев, возвращенный "социалистическим" детям, мгновенно поднял качество знаний и оздоровил их психику. И, может быть, помог одержать победу в Великой войне.

Главным препятствием являются не аргументы, а кланы, контролирующие Федеральный комплект учебников и выгодно размножающие свою учебную продукцию. Такие деятели "народного просвещения", как недавний председатель ФЭС Г. В. Дорофеев, который поставил свое имя уже, наверное, на сотне учебных книг, выпущенных "Дрофой", Л. Г. Петерсон [12, с. 102-106], И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, А. В. Шевкин (см. сайт "www.shevkin.ru"), и пр., и пр. Оцените, к примеру, современный педагогический шедевр, нацеленный на "развитие" третьеклассника:

"Задача 329. Для определения значений трех сложных выражений учеником выполнены такие действия: 320-3, 318+507, 169-3, 248:4, 256+248, 231-3, 960-295, 62+169, 504:4, 256+62, 126+169, 256+693. 1. Выполни все указанные действия. 2. Восстанови сложные выражения, если одно из действий встречается в двух из них (??). 3. Предложи свое продолжение задания." [13].

Но Киселев вернется! В разных городах уже есть учителя, которые работают "по Киселеву". Начинают издаваться его учебники. Возвращение незримо грядет! И вспоминаются слова: "Да здравствует солнце! Да скроется тьма!"

Литература

1. Математика (приложение к газете "Первое сентября"). 1999, №11.

2. Понтрягин Л. С. О математике и качестве ее преподавания // Коммунист. 1980, №14.

3. Учительская газета. 2001, №44.

4. Математика в школе. 2002, №2.

5. Орловский университет. 2002, №7.

6. На путях обновления школьного курса математики. М.; Просвещение, 1978.

7. Покорный Ю. В. Унижение математикой. Воронеж, 2006.

8. Учительская газета. 1994, №6.

9. Математика в школе. 2003, №2.

10. Математика в школе. 2000, №1.

11. Образование, которое мы можем потерять. М. 2002, с. 39-44.

Автор Костенко И. П., Журнал "Математическое образование"

Почему в Израиле учатся по старым советским учебникам?

В 1938 году Андрей Петрович Киселёв сказал:

Я счастлив, что дожил до дней, когда математика стала достоянием широчайших масс. Разве можно сравнить мизерные тиражи дореволюционного времени с нынешними. Да и не удивительно. Ведь сейчас учится вся страна. Я рад, что и на старости лет могу быть полезным своей великой Родине.
Моргулис А. и Тростников В. «Законодатель школьной математики» // «Наука и жизнь» с.122

Учебники:

«Систематический курс арифметики для средних учебных заведений» (1884)[12];
«Элементарная алгебра» (1888)[13];
«Элементарная геометрия» (1892—1893)[14];
«Дополнительные статьи алгебры» — курс 7-го класса реальных училищ (1893);
«Краткая арифметика для городских училищ» (1895);
«Краткая алгебра для женских гимназий и духовных семинарий» (1896);
«Элементарная физика для средних учебных заведений со многими упражнениями и задачами» (1902; выдержала 13 изданий)[5];
«Физика» (две части) (1908);
«Начала дифференциального и интегрального исчислений» (1908);
«Начальное учение о производных для 7-го класса реальных училищ» (1911);
«Графическое изображение некоторых функций, рассматриваемых в элементарной алгебре» (1911);
«О таких вопросах элементарной геометрии, которые решаются обыкновенно с помощью пределов» (1916);
«Краткая алгебра» (1917);
«Краткая арифметика для городских уездных училищ» (1918);
«Иррациональные числа, рассматриваемые как бесконечные непериодические дроби» (1923);
«Элементы алгебры и анализа» (чч. 1—2, 1930—1931).
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание- мы вместе изменяем мир!
econet.ru/articles/74336-pochemu-v-izrai...sovetskim-uchebnikam
Последнее редактирование: 06/03/2020 11:41 от Виктор Иванович.

Re: Как дела в школе? 08/04/2020 22:17 #160

Министерство просвещения: регионы будут готовы к любым сценариям реализации образовательного процесса
08 апреля 2020, 16:52
Министерство просвещения подготовило и направило в регионы рекомендации, содержащие исчерпывающий список мер для обеспечения образовательного процесса в стране при любых сценариях развития эпидемиологической ситуации.


Пресс-служба Минпросвещения России
Конкретные меры каждый регион определит самостоятельно, исходя из ситуации на местах, согласовав свои действия с Правительством Российской Федерации.

Рекомендации подготовлены при участии экспертного сообщества и нацелены на защиту здоровья населения и сохранность основ единого образовательного пространства на всей территории России.

Система дошкольного образования продолжает обеспечивать уход и присмотр за детьми. В детских садах Министерство рекомендует в условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации обеспечить работу групп с соблюдением всех профилактических мер. В случае возникновения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации регион должен обеспечить работу дежурных групп численностью не более 12 человек с соблюдением мер профилактики.

Работа школ также будет выстраиваться исходя из конкретной эпидемиологической ситуации. Там, где ситуация благоприятная, школы смогут вернуться к работе в штатном режиме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Среди подобных требований:
- сокращение количества учащихся, находящихся в помещении, при помощи деления класса на группы;
- корректировка учебных планов и рабочих программ по предметам, сокращение учебного времени;
- акцент на освоении нового учебного материала.

Там, где ситуация будет требовать изоляционных мер (домашней самоизоляции), регионам рекомендовано обеспечить образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами. При этом регионы имеют возможность принять следующие меры:
- продолжить учебную деятельность согласно прежнему календарному графику, полностью переведя ее на дистанционный формат, с учетом необходимых мер охраны здоровья детей и допустимых нагрузок при использовании онлайн-технологий;
- изменить календарный график или завершить учебный год для 1–8-х классов по результатам завершенных четвертей (триместров) с учетом результатов всероссийских проверочных работ (ВПР), проведенных в дистанционном формате. При необходимости рассмотреть перенос части общеобразовательной программы текущего учебного года на следующий учебный год.

Также регионам предписано обеспечить очное проведение аттестации в 9-м классе (ОГЭ) по двум предметам и полноценную реализацию образовательных программ в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и федеральных телевизионных каналов для старшеклассников (10–11-х классов). Старшие классы должны получить все необходимые знания для успешного освоения школьной программы и подготовки к ЕГЭ.

edu.gov.ru/press/2313/ministerstvo-prosv...ovatelnogo-processa/
Время создания страницы: 0.67 секунд