Ср, 18 Май 2022г
/ T:  °С
Красноармейск-64 Деревни и сёла Сосновка (Шиллинг) Сосновка: воспоминание о будущем

Последние объявления

Погода


Погодные датчики


Включите cookie!

    _
     °С
    _
     %
    _
     mmHg
    _
     мин. назад
    <
    Скачать_Виджет
 

Свежее

Сосновка: воспоминание о будущем

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Постройка начала XX векаОдновременно с селом Луганским свой юбилей отпраздновало и село Сосновка. Основанная 14 августа 1764 года выходцами из Пфальца и Эльзаса, она стала единственной немецкой колонией на территории нашего района, расположенной на берегу Волги. Немецкие колонисты дали ей название Шиллинг – города в Германии, выходцами из которого они были. По указу от 26 февраля 1768 года о наименованиях немецких колоний получила официальное название Сосновка (название, по-видимому, связано с бывшей в его окрестностях сосновой рощей).

Природные красоты этого села были описаны в 1790-х годах восхищенным академиком П.С. Палласом. В XIX веке Сосновка была одним из крупных центров волжской торговли, здесь начинался сухопутный волок между Волгой и Медведицей. Жизнь в колонии оживлялась зимой: именно в это время сюда съезжались хлебопромышленники и купцы, заключались подряды на перевозку с реки Волга на реку Медведицу, леса, рогожи, железа и других материалов. У Сосновки приставали пароходы общества «Самолет». Когда пароход подходил к Сосновке, то на берегу собиралась толпа «непривычная» глазу, чрезвычайно своеобразная: «немцы в их черных, не застегнутых жилетах, женщины в синих юбках и белых рубахах».

Other drugs are used to treat diabetes. You may have heard about Viagra manufacturer coupon It is also known as Sildenafil. Although erectile dysfunction is more common in men over sixty, men of any age can develop erectile problems. Sexual malfunction can influence the quality of life. Low libido isn't the same as impotence, but numerous similar aspects that stifle an erection can also dampen your libido. While the curing is credited with improving nausea, it may also kill the mood in bedroom. If you have disappointment getting an erection, it's considerable to see a certified doc before taking any sort of drugs.

Эту колоритную толпу могли наблюдать и такие люди, совершавшие в разное время путешествие по Волге, как поэт Тарас Шевченко, писатель Александр Дюма, художники братья Чернецовы, писатель Владимир Гиляровский. Именно в Сосновке 20 мая 1851 года сделал остановку для отдыха известный русский писатель Лев Толстой во время своего путешествия по Волге. Свои впечатления писатель выразил кратко: поездка по Волге была «поэтична и очаровательна». Были в селе и свои знаменитости: здесь родились врач и этнограф П.К. Галлер, писатель П.И. Зиннер.

Население колонии кроме погрузо-разгрузочных работ на двух пристанях пассажирской и грузовой, занималось переработкой, перевозкой и торговлей строевого леса, ткачеством сарпинки, хлебопашеством. Причем при уборке зерновых использовались передовые по тем временам технологии. В нашем музее краеведения хранится молотильный камень из колонии Шиллинг, с помощью этого нехитрого приспособления обмолачивать зерно мог даже физически слабый человек – нужно было только управлять лошадью, которая тащила за собой молотильный камень по жнивью.

Колонисты использовали железный плуг, в отличие от деревянных сох крестьян, жали более эффективной с технической точки зрения, косой в виде крюка вместо крестьянского серпа. Высоким качеством отличались их веялки. Колонисты Поволжья имели широкую известность как непревзойденные умельцы в изготовлении простых сельскохозяйственных орудий. И все же наиболее популярным среди колонистов Саратовской губернии был сарпиночный промысел, получивший распространения в Сосновской волости Камышинского уезда, где «земельный голод» и низкое качество наделов толкали их на поиски иных средств к существованию, кроме земледелия. В Сосновском округе в 1866 году в 69 сарпиночных заведениях работало до 6 тысяч ткацких станков, перерабатывая до 30 тысяч пудов пряжи.

В 1883 году в колонии была построена и освящена лютеранская церковь (окончательно разрушена в 2003 году). Сосновка, как и другие немецкие колонии, отличалась опрятным видом и порядком, поддерживаемым его жителями. Они были аккуратны в ведении хозяйства, не допускали антисанитарии и пьянства, здесь практически не было воровства и хулиганства. В колонии был принят немецкий язык, несколько искаженный из–за долгой оторванности поволжских немцев от «фатерлянда». Общение с русскими соседями носило дружественный характер. Никаких эксцессов на национальной почве за всю историю немецких поселений на Волге не зарегистрировано. Общение русских и немцев на базаре шло с помощью жестикуляции. С немецкой стороны самым популярным русским словом было «почем?», а с русской – «шнапс» и «кух». Во вторник, в базарный день в Бальцере, крестьяне привозили из окрестных сел рожь, пшеницу, овес, просо. В торговых лавках можно было приобрести хомуты и сбруи, гвозди и кузнечный инвентарь. В изобилии была представлена сарпинка. Если дело было летом, то естественно – фрукты, овощи, ягоды. Немецкие колонисты кроме всего прочего торговали эксклюзивным товаром – арбузным медом, который пользовался большой популярностью в народе. В целом немецкие поселения губернии, в том числе и Сосновка, гармонично вписывались в структуру народнохозяйственного организма региона, дополняя его своей национальной спецификой. После образования автономной области немцев Поволжья и до ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941 году село Шиллинг было административным центром Шиллингского сельского совета Бальцерского кантона. В сентябре 1917 года здесь состоялся 2-й съезд «Немцев Поволжья», на котором были рассмотрены вопросы политического самоопределения, аграрной реформы, образования. Выдвинуты кандидаты от немцев Поволжья в депутаты будущего Учредительного собрания. Но политика политикой, а жители села продолжали трудиться: кроме выращивания хлеба, овощных культур, они занимались рыболовством, лесопильным производством, садоводством. На пилорамах кроме основной работы делали мебель. Очень характерную немецкую мебель - шифоньеры, комоды, стулья, зеркала можно увидеть в местном музее краеведения, а до недавнего времени она еще встречалась в домах жителей нашего города и сел района. Особое восхищение вызывали шифоньеры, в которых были особым образом устроенные зажимы – для того, чтобы брюки не мялись. В 1945 году на территории села работали колхоз имени К.Е. Ворошилова, артель Прогресс», пункт «Заготзерно». В 50-е годы в селе Сосновка были почта, школа, детский сад, Инвалидный дом, нефтебаза и мастерская сельхозтехники. В настоящее время здесь проживает 530 человек. Есть школа с интересным музеем, детский сад, клуб. Кроме «социалки» в селе действует «Сосновский психоневрологический интернат». Уход за больными осуществляют люди, преданные своей профессии, окружающие своих подопечных добротой и милосердием. 1 мая этого года в Парке культуры и отдыха чествовали лучших тружеников: в номинации «Наша надежда» была отмечена санитарка ГАУ СО «Сосновский психоневрологический комбинат» А.С. Скоркина, медицинская сестра В.В. Ремизова, в номинации «Призвание – служить народу» - медсестры Л.В. Попова, В.А. Волкова, в номинации «За преданность любимой профессии» - специалист по социальной работе В.А. Коротенко, фельдшер В.В. Типикина. Селу бы жить, процветать и развиваться, но все очень непросто. Общая беда всех российских сел состоит в том, что люди сейчас отказываются от традиционного уклада жизни, сокращают поголовье домашнего скота, отказываются от больших огородов, стараются отправить детей в город. Жизнь меняется очень быстро. Настоящее этого красивого села радостным назвать трудно. А вот сохранить его для потомков очень бы хотелось. Здесь и сейчас есть на что посмотреть: в окрестностях села расположены живописные ландшафты с комплексом природных и археологических достопримечательностей: уникальный геологический разрез в устье Елани, археологический памятник «Еланский ручей», степные участки на береговом оползне с редкими растениями, просто красивейшие окрестности, благодатная природа, близость реки Волги. Сама история этого села здесь, рядом, ее можно сделать зримой и осязаемой, например, построить этнографическую деревню - реконструкцию немецкого поселения XVIII-XIX века, представить историко-культурное наследие поволжских немцев, самобытность хозяйства и быта в контексте межнационального и культурного взаимодействия. Конечно, придется приложить массу усилий – привлечь государственные и общественные организации, бизнес-структуры, научно-исследовательские центры, использовать новые информационные технологии. Но в итоге и отдача от реализации этого проекта должна оказаться достойной: развитие туристической индустрии будет способствовать развитию местного бизнеса.

Надежда Курышева

При написании статьи были использованы материалы Красноармейского краеведческого музея. Книга «Красноармейск – cудьба моя» под редакцией Г.И. Зуевой, Саратов, ООО «Информационно-издательский дом «Вико», 2013 г., очерки истории Саратовского Поволжья (1855-1894). Т. 2 ч.1. /Под ред. И.В. Пороха – Саратов: Из-во Сарат. ун-та, 1995.

Статья из газеты "Город живёт..." №34/163 от 12 сентября 2014 года


Добавить комментарий

Правила добавления комментариев. Общение на сайте строится на принципах общепринятой морали и сетевого этикета. Строго запрещено использование нецензурных слов, брани, оскорбительных выражений, вне зависимости от того, в каком виде и кому они были адресованы. В том числе при подмене букв символами. Нельзя изменять свои сообщения по смыслу, особенно если на них уже есть ответ. Категорически запрещается любая реклама, в том числе реклама интернет-проектов. Комментарии незарегистрированных пользователей публикуются после проверки администрацией сайта.


Защитный код
Обновить

Опрос

Как Вы называете наш город?